Год: 2021

Направление: Патриотическое, в том числе военно-патриотическое, воспитание граждан Российской Федерации

Тематика: Формирование уникального образа Свердловской области, продвижение промышленного имиджа путем создания и распространения медиа- (интернет-, аудио-, видео-, печатной) продукции патриотической направленности

Наименование НКО: Автономная некоммерческая организация «Центр реализации студенческих проектов и программ» (Центр реализации студенческих проектов и программ)

Руководитель НКО: Попп Иван Александрович

Финансирование проекта: 387 700,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Музыка обладает огромным воспитательным потенциалом, может оказывать влияние на мысли, чувства и поведение людей и, особенно, на детей подросткового возраста.

Цель проекта – разработка и апробация на уроках музыки и в рамках внеклассных воспитательных мероприятий учебно-методического комплекса (далее – УМК), который позволит познакомить обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательных школ с богатыми музыкальными традициями Урала, уникальным творчеством Уральского государственного академического русского народного хора, будет способствовать формированию позитивного имиджа Свердловской области.

Реализация проекта предполагает разработку и апробацию УМК, включающего:

  • онлайн-викторину «Урал музыкальный»;
  • видео-квест «Путешествие по музыкальному Уралу» (состоящий из 20-минутного видео-контента в жанре в экшен на основе репертуара Уральского народного хора). В квест будут включены лучшие образцы авторского песенного искусства, созданные уральскими композиторами и поэтами Е. Родыгиным, Ю. Воронищевым, В. Горячих. Это песни, которые стали истинно народными и любимыми не только на Урале, в России, но и во всём мире: «Под окном черемуха колышется», «Уральская рябинушка», «Белым снегом» и др.;
  • электронный нотный сборник и электронные записи аккомпанемента народных уральских песен и песен уральских композиторов из репертуара коллектива для воспитательной и культурно-просветительской работы учителей музыки со школьниками на уроке и во внеурочное время;
  • методические рекомендации для учителей музыки и завучей по внедрению материалов проекта в практику работы школ Свердловской области, которые будут разработаны с учетом содержания уроков музыки по программе ФГОС ООО (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина) и содержания концепции духовного и нравственного развития гражданина России.

Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:

В настоящее время в РФ прослеживается повышенное внимание к воспитательному потенциалу каждого школьного урока. При этом в современной научно-методической литературе непростительно мало внимания уделяется урокам музыки и внеклассным мероприятиям, в которых музыка играет воспитательную роль.

Анализ проводимых в рамках выполнения студентами и магистрантами выпускных квалификационных работ опросов подростков в общеобразовательных школах Екатеринбурга показал, что, к сожалению, сегодня дети очень мало знают о музыкальной и, особенно, песенной культуре Уральского региона. В своих анкетах ребята отмечают группу «Чайф», «Агату Кристи», «Смысловые галлюцинации» и малоизвестные рок-группы, и только незначительная часть респондентов указывает всемирно известную концертную организацию – Уральский государственный академический русский народный хор. Только обучающиеся школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла отметили в анкетах фамилию Е.П. Родыгина. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью расширения представлений подростков об уральской музыкальной культуре и отсутствием в содержании уроков музыки регионального песенного материала, нехваткой методического материала для учителей музыки по формированию знаний о региональной музыкальной культуре и ее возможностях в патриотическом воспитании.

1) Музыкальное искусство сегодня особенно востребовано обучающимися в 5-7 классах общеобразовательных школ. Музыка может способствовать не только освоению культурных традиций России и ее регионов, но и формированию патриотических и нравственных чувств, положительного отношения к людям труда, к историческому прошлому нашего народа. Это может, с одной стороны, во многом снять элементы агрессивного поведения подростков, снизить возможность их участия во всевозможных протестах, с другой стороны, – сформировать бережное отношение к своей малой Родине, своей семье, являющимися частью нашей страны.

2) Значимость проекта заключается в оказании методической помощи учителям музыки, завучам в школах города Екатеринбурга и малых городов и поселков Свердловской области в представлении образа Урала через знакомство с песенной культурой Урала.

3) Формат квеста будет способствовать расширению знаний подростков об Урале, о жизни людей, их культурных традициях и художественных предпочтениях.

Разработка и апробация на уроках музыки и в рамках внеклассных мероприятий УМК, который позволит познакомить обучающихся 5-7 кл. общеобразовательных школ с музыкальными традициями Урала, творчеством Уральского государственного академического русского народного хора, будет способствовать формированию позитивного имиджа Свердловской области.

  1. Разработка содержания и создание видео-квеста, направленного на знакомство обучающихся с культурными и песенными традициями Урала, размещение квеста на платформах ресурсов «О России по-русски» (https://o-rossii.ru/); «Живая история» (живаяистория-россии.рф).
  2. Отбор материала для нотного цифрового сборника.
  3. Запись фонограмм для исполнения песен подростками хором на уроках музыки и на внеклассных мероприятиях.
  4. Разработка методических рекомендаций по внедрению материалов проекта в практику работы школ Свердловской области.
  5. Апробация УМК на уроках музыки в школах-партнерах.
  6. Разработка онлайн-викторины и итогового онлайн-опроса участников проекта для проверки уровня знаний об уральской музыкальной культуре в начале и в конце реализации проекта.
  7. Освещение деятельности в рамках проекта в СМИ.
  1. Внедрение УМК в практику проведения уроков музыки в 17 школах Екатеринбурга и Свердловской области;
  2. количество обучающихся 5-7 классов, участвующих в проекте – 4800;
  3. количество учителей музыки – участников проекта: 20.
  4. количество постов и новостных заметок в СМИ о ходе проекта: не менее 50;
  5. научная статья по итогам реализации проекта: 1.
  6. количество участников входной викторины и онлайн-опроса по итогам проекта: не менее 500.
  7. количество музыкальных произведений, для которых будут подготовлены ноты, фонограмма и метод. рекомендация – 10;
  8. количество проведенных мастер-классов – 10.

 

  • Повышение уровня знаний школьников о самобытности Урала, его культуры, в том числе и песенной культуры (на основе анализа результатов онлайн-опроса обучающихся школ, участвующих в проекте).
  • Создание условий для формирования навыков исполнения песен уральских композиторов на уроках музыки из составленного нотного сборника.
  • Создание методической основы для использования творческого наследия уральских композиторов и поэтов на уроках музыки и во внеклассной работе.
  • Формирование интереса у обучающихся к изучению музыкальной культуры родного края, чувства гордости за достижения выдающихся уральцев.
  • Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Уральский центр народного искусства им. Е. П. Родыгина»: консультационная поддержка, расширение репертуарного списка для нотного сборника.
  • Уральский государственный академический русский народный хор; помощь по взаимодействию поиска репертуарного материала и исторических материалов на базе библиотеке и архива коллектива, запись аккомпанемента песен (минусовок) для их дальнейшего исполнения подростками на уроке музыки внеклассных мероприятиях.
  • Администрация городского округа «Рефтинский»: организационная, информационная поддержка.
  • Отдел образования администрации Малышевского городского округа: организационная, информационная поддержка.
  • Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа: организационная, информационная поддержка.
  • Управление образования городского округа Сухой Лог: организационная, информационная поддержка.
  • Управление образованием муниципального образования город Ирбит: организационная, информационная поддержка.
  • Управление образованием Асбестовского городского округа С.А. Валеевой.