Год: 2020

Направление: Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации

Тематика: Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, формирование у молодежи российской этничности

Наименование НКО: Свердловская областная общественная организация инвалидов и ветеранов военных конфликтов «Арсенал» (Арсенал)

Руководитель НКО: Мишунин Евгений Анатольевич

Финансирование проекта: 250 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

В эпоху кризиса духовных традиций «механизмы» воспитания преемников утрачиваются и требуют творческой реконструкции в контексте современных условий. Задача взрослых состоит в одновременном воспитании у детей и патриотизма, и толерантности, что требует знакомства юного поколения с особенностями национальных культур в контексте идеи многообразия, многокрасочности и многозначности мира, в частности и с культурами народов Урала и жителей Свердловской области, и одновременно просвещения родителей по вопросам формирования этнокультурной идентичности детей и воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, знания народных традиций семейного воспитания и их сочетания с методами современной семейной педагогики.

Поэтому первым направлением нашего проекта является развитие межэтнического взаимопонимания: рассмотрение обрядов и традиций, специфики общения и моделей поведения разных народов, стереотипов в восприятии той или иной этнической общности, особенно тех стереотипов, что свойственны подросткам и молодежи, в рамках ряда мероприятий, построенных по принципу семейной кросс-культурной гостиной, когда один и тот же культурный артефакт, например, обряд наречения ребенка, рассматривается в выражении в разных культурах. Обязательное условие: семейное участие в мероприятии, культурное сообщество и совместная деятельность детей, родителей, педагогических работников, представителей патриотических и национально-культурных общественных организаций.

Вторым направлением является организация межэтнического общения, ведь именно язык – главная характеристика этноса. Поиск форм организации межэтнического общения и толерантных отношений, прежде всего, не может осуществляться без учета индивидуальных особенностей детей и подростков. Как правило, одной из таких особенностей является билингвальность ребенка. При этом зачастую не придается значения тому, что все современные дети и подростки, а не только, например, дети-мигранты, живут в условиях многоязычия информационного пространства, в которое они включены через телекоммуникационные сети, СМИ и Интернет. Нельзя игнорировать влияние на детей и подростков англоязычной масс-культуры (музыка, кино), которая направлена на нивелирование этнического своеобразия личности. Организованное общение и развитие языковой культуры реализуется в рамках нашего проекта посредством таких форм, как семейный кинолекторий, посвященный национальному киноискусству разных народов, иллюстрирующий идею межнациональной сплоченности, интернационального боевого братства, с последующим обсуждением фильмов и рефлексивных упражнений, а также проблемной дискуссии по итогам просмотра заданной модератором проблемной ситуации межнационального характера.

Третье направление – организация межэтнического творческого взаимодействия детей и молодежи, в том числе создание условий, при которых семейные коллективы разных национальностей, объединенные в полиэтнические, а не только в моноэтнические группы, будут ориентированы на выполнение социально значимых заданий, участие в социально значимых акциях, способствующих их сплочению на основе уважения универсальных ценностей. Пространством для такого рода деятельности в нашем проекте станет конкурс национального молодежного творчества «Моя семья, мой род в судьбе России» по трем номинациям: билингвальное музыкальное творчество; изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество; билингвальное литературное творчество (стихи, эссе на родном и русском языках), итогом которого станут концерт лауреатов конкурса, художественная выставка и литературный сборник.

Результаты деятельности по всем трем направлениям выразятся в формировании и развитии этнокультурной компетентности всех участников проекта – и детей, и взрослых, – которая является основой толерантности и выражает наличие у человека совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию в процессе многочисленных контактов современного человека в многонациональном и многоконфессиональном мире.

В работе по формированию культуры межнационального общения будут задействованы все возможные ресурсы: возможности самих детей и подростков, их семей, педагогической общественности, национально-культурных объединений, патриотических общественных организаций, ресурсы социокультурного пространства города и его районов, что позволит обеспечить максимально благоприятные условия для реализации целей и задач проекта.

Проблема межэтнических отношений в современном мире является одной из самых острых, сложных и всеобъемлющих. Многонациональность и многоконфессиональность дополняет ряд особенностей Свердловской области и определяет характер уральской толерантности, готовность и способность жить в мире и согласии.

Трансформация ценностей, доминирование массовой культуры в ситуации социальной и экономической нестабильности в последние десятилетия оказывают существенное влияние на развитие подрастающего поколения, на понимание значимости отечественной истории и культуры и «Малой Родины», и делают молодежь уязвимой к пропаганде межнациональной розни и межконфессиональной нетерпимости, вовлечению в национально-религиозные экстремистские акции и группировки.

Воспитание человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований, – обозначено как важнейшая задача и направление развития воспитания в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», а также в региональном проекте «Стратегия развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года».

Одним из ключевых механизмов реализации «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» и указанных задач является «поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания и педагогического просвещения», а также «обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта».

В этом контексте несомненную актуальность приобретает совершенствование форм работы по развитию и укреплению у молодого поколения Свердловской области межнационального и межконфессионального понимания, общения, взаимодействия, а также воспитания уважения к культуре русского государствообразующего этноса и российской государственности, на основе организации совместной культурно-досуговой деятельности.

Развитие толерантности, духовности, культуры межнационального общения, патриотизма и гражданственности у детей и молодежи Свердловской области в современной полиэтнической среде на основе организации совместной культурно-досуговой деятельности детей, родителей, педагогов, участников патриотических и национально-культурных общественных организаций.

  • формирование и развитие интереса у детей, подростков и молодежи области к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;
  • развитие компетенций родителей в понимании этнокультурных моделей семьи и традиций духовно-нравственного воспитания народов полиэтнического сообщества Свердловской области;
  • содействие в создании в общественном пространстве Свердловской области атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа
  • количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта – не менее 800
  • количество победителей II конкурса национально молодежного творчества «Моя семья, мой род в судьбе России» – не менее 100 человек
  • количество мероприятий проекта – 5
  • количество опубликованных информационных материалов о реализации проекта в СМИ – не менее 5

Развитие и укрепление у молодого поколения межнационального и межконфессионального понимания, общения и взаимодействия, а также воспитания уважения к культуре русского государствообразующего этноса и российской государственности.

Пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей и толерантных отношений в городских и региональных средствах массовой информации, в электронных СМИ.

Развитие системы просвещения родителей о традициях этнопедагогики народов Урала.

  • Творческое объединение «Арсенал-Арт»: Организационная, Материальная
  • Коммуникационное агенство ИнфоМАХ: Информационная, Организационная
  • Уральский государственный педагогический университет: Информационная, Организационная
  • Администрация ГО Рефтинский: Организационная
  • Администрация ГО Каменск-Уральский: Организационная