Год: 2020

Направление: Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации

Тематика: Изучение культуры, обычаев и традиций народов Урала, реализации этнокультурных образовательных проектов

Наименование НКО: Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области (Ассоциация кадетских ОО, классов и клубов СО)

Руководитель НКО: Кутырев Владимир Алексеевич

Финансирование проекта: 350 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Образовательный проект «Культура Урала: развитие межкультурной и межэтнической интеграции» является составной частью регионального культурно- просветительского патриотического проекта «Мы – уральцы!», ставящего своей целью формирование региональной и общегражданской культурной идентичности через приобщение к культуре малой родины. Проект реализуется по нескольким направлениям: информационно-просветительскому (системное представление о культуре Урала и народах, ее населяющих, на электронном ресурсе), образовательному (разработка и пилотная апробация дистанционного курса «Культура Урала» для студентов педагогических колледжей и молодых педагогов Свердловской области), издательскому (подготовка методических рекомендаций для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей). 

Информационно-просветительское направление реализуется через создание электронного ресурса на сайте «Наш адрес: Урал. Россия», на котором представлена обобщенная информация по истории и культуре региона в аспекте реализации идеи «уральской толерантности»: 

1) исторические реалии региональной культуры как проявление единства народов, населяющих край, реализованное в межкультурном взаимодействии на уровне повседневных практик (ответ на вопрос: как освоение края велось представителями различных этносов и какой вклад они внесли в создание неповторимого образа края); 

2) образы Урала, созданные в горнозаводском фольклоре, объединяющем представителей разных культур, и профессиональном искусстве (ответ на вопрос: как запечатлен Урал в сознании людей, живших и живущих в крае); 

3) обращение к героическим страницам далекого и недавней истории через галерею героев – представителей разных этносов, осознававших себя уральцами (ответ на вопрос: каковы механизмы создания межкультурной и межэтнической интеграции). 

Образовательное направление реализуется в создании дистанционного курса «Культура Урала» для студентов педагогических колледжей и молодых педагогов Свердловской области, двуединой задачей которого является знакомство молодых педагогов (будущих и нынешних) различных предметных областей с историей и культурой края и показ возможностей включения регионального материала в образовательную практику начальной и основной школы (дистанционного курс строится на модульной технологии; в состав курса входят видеолекции, тестирование, проектная работа; недельная нагрузка на слушателя – 4 часа, общая трудоемкость – 72 часа; тематические блоки: «История и культура края: формирование региональной идентичности», «Урал: территория толерантности», «Музей – хранители культурной памяти», «Методика изучения и преподавания культуры Урала»; информационными ресурсами выступают подготовленные и размещенные на сайте «Наш адрес: Урал. Россия» электронные материалы. В результате прохождения дистанционного курса слушатели развивают профессиональные компетенции по разработке содержания образовательных программ с включением регионального содержания; по организации совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей в части развития толерантного сознания). Издательское направление обеспечивает методическую составляющую проекта через публикацию методических рекомендаций для педагогов. 

Актуальность проекта обусловлена

  1. необходимостью развивать у подрастающего поколения «чувство родины» и позитивного отношения к месту жизни;
  2. необходимостью поиска оснований для интеграции и единства полиэтнического территориального сообщества. 

Воспитание у подрастающего поколения ценности региона как условия формирования позитивной идентичности является приоритетной задачей Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, поскольку обеспечивает решение такой социально значимой задачи, как желание жить и самореализовываться в условиях своего места жизни (по данным социологов, существует прямая зависимость между лояльностью территории, в которой трудятся люди, и удовлетворенностью своей жизнью.

Если ценности, которые воспроизводятся в социокультурном пространстве региона совпадают с ожиданиями и ценностями людей, в нем проживающих, удовлетворенность жизнью (или – «индекс счастья») достигает 78%. По исследованиям, «индекс счастья» складывается из удовлетворенности материальным положением, динамикой развития, уровнем благоустройства, образования, безопасностью, экологией и др. В рейтинге российских городов, например, Екатеринбург занимает 49 строчку, а города области находятся значительно ниже).

При этом у молодых людей в последнее время отмечается нигилистическое отношение к месту своей жизни, а в совокупности с недостатком культурных образцов это приводит к росту неудовлетворенности жизнью. Подрастающему поколению сегодня нужно учиться взаимодействовать с носителями разных культур, традиций, обычаев, социальных практик.

Решать эту задачу помогает опыт регионального развития Урала: результатом социально-культурного развития и межкультурных коммуникаций в регионе сформировался особый тип этнической толерантности – «уральская толерантность», надэтнический характер которой обеспечивал интеграцию и единство полиэтнического территориального сообщества.

Проблема состоит в определении механизмов ее формирования и развития и поиске адекватных решений, обеспечивающих не формальное отношение молодого поколения к региональной истории и сегодняшнему дню края.

Изучение опыта социального взаимодействия представителей разных этносов в Уральском регионе создает основу для решения поставленной задачи. 

Однако дополнительная трудность связана с поколенческим разрывом, который наблюдается в современной школе: молодые педагоги не владеют информацией об особенностях истории и культуры региона, и, как следствие, не могут предложить своим ученикам такие направления деятельности, которые обеспечивали бы формирование позитивной идентичности.

Представляемый проект направлен на решение задачи формирования позитивной идентичности обучающихся через создание информационно-методической поддержки молодых педагогов.

Цель проекта: создание информационных ресурсов, способствующих обеспечению развития механизмов интеграции и единства полиэтнического территориального сообщества Свердловской области.

Задачи проекта:

  1. информационно-просветительские – системное представление о культуре Урала и народах, ее населяющих, на электронном ресурсе;
  2. образовательные – разработка и пилотная апробация дистанционного курса «Культура Урала» для студентов педагогических колледжей и молодых педагогов Свердловской области;
  3. методические – разработка и публикация методических рекомендаций для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала.

Количество студентов педагогических колледжей и молодых педагогов, принявших участие в пилотной реализации дистанционного курса – не менее 50 человек;

Количество человек, познакомившихся с электронным ресурсом, – не менее 1000; 

Количество педагогов, получивших методические рекомендации по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала – 1000 человек.

Социальный эффект по итогам реализации проекта связан с решением социально значимых задач: – по развитию профессиональных компетенций будущих и нынешних молодых педагогов (способность к разработке содержания образовательных программ с включением регионального содержания; готовность к организации совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей в части развития толерантного сознания); – по развитию информационного поля региональной проблематики (создание электронных ресурсов открытого доступа и реализация просветительских задач);– по формированию у молодых людей толерантного отношения в условиях межкультурных коммуникаций на основе выявленных механизмов межэтнической интеграции в условиях Урала.

Организационная поддержка:

  • ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации».
  • ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж».
  • МКОУ СОШ № 1 ГО Ревда.
  • МКОУ Обуховская СОШ с. Обуховское Камышловского района.
  • МАОУ СОШ № 48 Новоуральского ГО.
  • МАОУ СОШ № 1 ГО Камышлов.
  • ГБОУ СО КШИ «Свердловский кадетский корпус им. капитана 1 ранга М.В. Банных».
  • МБОУ СОШ № 38 ГО Каменск-Уральский.
  • МАОУ СОШ № 80 МО ород Екатеринбург.
  • МАОУ лицей № 135 МО город Екатеринбург.
  • Общественная молодежная организация гражданско- патриотического воспитания «Русское будущее». 
  • Военно-патриотический клуб «Патриот» МКОУ ДОД дома детского творчества Кушвинского ГО.
  • Военно-патриотический клуб «Барс» ГБПОУ «Баранчинский электромеханический техникум» Кушвинского ГО.
  • МБОУ СОШ № 72 ГО город Нижний Тагил.
  • МБОУ СОШ № 112 МО город Екатеринбург.
  • Молодежная организация «Разведчик» ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терешкина» ГО Лесной
  • МБОУ СОШ № 4 ГО Невьянск 
  • ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» кадетская (казачья) школа-интернат (подразделение «Первый Уральский кадетский казачий корпус»)
  • ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»

Информационная, технологическая и методическая поддержка

  • ООО «Институт образовательных стратегий»