Год: 2021

Направление: Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации

Тематика: Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, формирование у молодежи российской этничности

Наименование НКО: Ассоциация «Уральская гильдия преподавателей русского языка как иностранного» (Уральская гильдия преподавателей русского языка как иностранного)

Руководитель НКО: Боталов Алексей Михайлович

Финансирование проекта: 300 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Проект разработан для поддержки (на долгосрочной основе) работы, которую ведут с школьниками Свердловской области (для которых русский язык не является родным) общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования, некоммерческие организации и иные организации, по адаптации к современной российской культуре (в том числе языковой и гражданской).

В рамках проекта будет разработан и изготовлена книга на электронном носителе для изучения историко-культурного наследия России и Урала в процессе изучения (совершенствования) русского языка, поскольку большинство новых граждан России (для которых русский язык не является родным) испытывают трудности с освоением русского языка, российских культурно-исторических ценностей, традиций и обычаев, а также системы поведения и понятийного аппарата, характерных для Урала.

Основные принципы – коммуникативности и функциональности.

Основной подход: интегрированный – коммуникативно-деятельностный с максимальным учётом возрастных и национальных особенностей обучающихся (в т.ч. билингвов), их интересов, с использованием разных типов общения: интерактивного, информационного, перцептивного.

Основной метод – сознательно-практический / когнитивно-коммуникативный с применением методик игрового (интенсивного) обучения.

Основные инструменты – постановка и решение поисковых и коммуникативных задач на базе заданных лексико-грамматических моделей (в тексте, в ситуации, в аудио / видеоматериале).

Основные технологии – использование IT и коммуникационных сетей, командная работа, поисковая работа, ролевые игры, выбор решения в проблемных ситуациях, сотрудничество, сопереживание, погружение в языковую среду.

Большинство новых граждан России (для которых русский язык не является родным) испытывают трудности с освоением русского языка, российских культурно-исторических ценностей, традиций и обычаев, а также системы поведения и понятийного аппарата, характерных для Урала. Это провоцирует возникновение чувства отчужденности от основной культурно-языковой общности.  Социальная значимость проекта связана, прежде всего, с тем, что в его рамках будет осуществляться работа с ежегодно растущей количественно группой молодых граждан России, испытывающих трудности с адаптацией в неродной для них культурно-исторической и языковой среде. Преодоление таких трудностей, безусловно, будет способствовать предотвращению как конфликтов между представителями этнических групп, так и личностных конфликтов между отдельными представителями данных групп. Кроме того, реализация проекта будет способствовать решению проблемы неприятия основной частью населения новых граждан России в качестве равноправных членов общества.

Содействие гармонизации межэтнических отношений в регионе и формированию у школьников (для которых русский язык не является родным) чувства российской идентичности посредством создания дополнительных условий для изучения государственного языка РФ, культуры и истории России и Урала.

  1. Стимулирование интереса к изучению (совершенствованию) русского языка у школьников региона (для которых русский язык не является родным), адаптация к российским культурно-историческим реалиям через освоение информации об истории и культуре России и Урала.
  2. Содействие развитию навыков устной и письменной речи у школьников региона (для которых русский язык не является родным) на русском языке, повышение их эрудированности, культурного уровня, расширение кругозора.
  • Доля участников мероприятий, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России, к общему количеству населения Свердловской области – 0,1-0,2% (то есть 5-10 тыс.чел. – школьников – участников проекта). Только в Екатеринбурге участниками проекта станет не менее 3500 чел.
  • Количество организаторов мероприятий и специалистов в сфере патриотического воспитания, подготовленных для работы с электронной книгой «Русский язык: Россия-Родина-Урал» – не менее 100 человек. В это число смогут войти административный персонал и учителя общеобразовательных учреждений; преподаватели РКИ; студенты бакалавриата и магистратуры, изучающие РКИ и методику преподавания РКИ; сотрудники языковых центров, представители этнических и конфессиональных объединений, а также иные добровольцы. Только в Екатеринбурге такими участниками проекта станет не менее 50 чел.
  • Появятся три платформы для размещения электронной книгой «Русский язык: Россия-Родина-Урал»: браузерная, мобильная и стационарная (на жестких дисках и носителях в конкретных учреждениях и организациях Свердловской области).
  • Проявится реальный и доступный инструмент для поддержки (на долгосрочной основе) работы, которую ведут с школьниками Свердловской области (для которых русский язык не является родным) общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования, некоммерческие организации и иные организации, по адаптации к современной российской культуре (в том числе языковой и гражданской).
  • Реализация проекта позволит школьникам Свердловской области, для которых русский язык является неродным, приобщиться к традиционным и общепризнанным культурно-историческим ценностям, почувствовать себя полноценными гражданами России, идентифицировать себя с российской нацией и уральским региональным культурно-исторической социумом в процессе совершенствования русского языка.
  • Будет (хотя бы частично) нейтрализована база для межэтнических и межконфессиональных конфликтов между представителями этнических групп, личностных конфликтов между отдельными представителями данных групп.
  • Закрытое акционерное общество «Таганский ряд» (спонсор),
  • Общественный фонд «Фонд Святой Екатерины» (спонсор),
  • Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» (методическая поддержка),
  • Екатеринбургский филиал АО «Издательский дом «Комсомольская правда» (информационный спонсор)