Год: 2021

Направление: Вовлечение детей и молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества

Тематика: Развитие творческих способностей молодежи

Наименование НКО: Благотворительный Фонд «МЫ» (МЫ)

Руководитель НКО: Щипанов Максим Андреевич

Финансирование проекта: 300 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

С целью повышения качества реабилитации и социализации молодежи с ментальными нарушениями в рамках проекта планируется деятельность по проведению творческих занятий для целевой аудитории.

Организаторы и привлеченные специалисты проекта на регулярной основе будут проводить занятия по рисованию и лепке из глины для молодежи (до 18 лет) с ментальными нарушениями.

Участниками занятий станет молодежь с ментальными нарушениями, занимающаяся футболом в проекте фонда “Особый футбол”, также информация о проекте будет распространена среди подопечных некоммерческих организаций Екатеринбурга с ментальными нарушениями (дети с аутизмом, синдромом Дауна и другими нарушениями).

Каждое из занятий будет “самостоятельным”, т.е. если участник с ОВЗ придет на одно из занятий в середине проекта, то он все равно сможет заниматься – преподаватель будет объяснять материал на самом занятии, все мастер-классы не будут взаимосвязаны. Благодаря этому будут созданы условия для привлечения в проект как можно большего количества молодежи с инвалидностью – запись на мастер-классы будет открыта в течение всего проекта.

На каждом занятии будет присутствовать не менее 7 человек (до 18 лет) с ментальными нарушениями. В течение проекта с августа по декабрь будет проведено 34 мастер-класса (17 мастер-классов по рисованию и 17 мастер-классов по лепке – по два мастер-класса разных направлений в неделю). Всего в мероприятиях проекта примет участие не менее 60 участников с ментальными нарушениями.Ведущими мастер-классов станут профессионалы деятельности в области рисования и лепки. Главные партнеры и соорганизаторы проекта – Студия экспериментальной керамики “Жгут” и Международный фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA.

Ассистентами ведущих станут волонтеры БФ “МЫ”, которые будут помогать каждому из участников мастер-классов.

Посредством участия в групповых творческих занятиях и мастер-классах у молодежи с ОВЗ будет повышено качество социализации, молодежь приобретет навыки общения с другими социальными группами, у участников будет развита мелкая моторика, мышление, фантазия, будут приобретены новые навыки.

Также участники с ментальными нарушениями откроют для себя новую деятельность и, возможно, заинтересуются данными направлениями в рамках трудовой деятельности.

В случае, если будут установлены ограничения на проведение очных мероприятий, деятельность по проекту может быть переведена в формат онлайн – проведение онлайн-занятий по рисованию и лепке.В 2020 году команда БФ “МЫ” совместно с Международным фестивалем уличного искусства STENOGRAFFIA и Студией экспериментальной керамики “Жгут” провела мастер-классы для детей с ментальными нарушениями по рисованию на эко-сумках и по лепке из глины. Мероприятия прошли с большим успехом – деятельностью были заинтересованы как дети и их родители, так и организаторы. В связи с эффективностью и успешностью данной деятельности было принято решение перевести ее на регулярную основу.

По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации более 693 000 детей с инвалидностью. По данным ФРИ пенсионного фонда численность детей с инвалидностью в Свердловской области – 19 998 человек.

На сегодняшний день остается актуальной проблема социализации, самореализации, профориентации детей с инвалидностью. Социализация ребенка с ОВЗ психологами Михайловой И. М., Архиповой О. Н. рассматривается как процесс развития личности посредством освоения основного репертуара социальных ролей, целью которого является повышение качества жизнедеятельности, а критерием – степень удовлетворенности ребенка своим социальным статусом.

Многие авторы, например С. В. Паршутина, Т. Н. Пименова, Л.М. Шипицына, пишут о том, что ребёнок с инвалидностью испытывает сложности проникновения в суть человеческих взаимоотношений, поскольку он не в состоянии их испытать теми способами, которые употребляет нормально развивающийся ребёнок. Основная проблема ребёнка с ограниченными возможностями, по мнению С. В. Паршутиной, содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования.

Инструментом, способным решить данную проблему является творчество.

Л.С. Выготский в своих работах указывал на положительное влияние творчества (как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с ОВЗ в разных видах искусства) на развитие детей с инвалидностью.

Творчество особенно необходимо для детей с ОВЗ, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах.

Выдающиеся педагоги прошлого — И. Т. Песталотци, Я. А. Каменский, Ф. Фребель-и отечественные педагоги, и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Таким образом, мы можем утверждать, что проблемы социализации и развития ребенка с инвалидностью (в том числе с ментальными нарушениями) могут решить творческие занятия в группе.

Повышение качества реабилитации и социализации молодежи с ментальными нарушениями за счет их включения в творческую деятельность

Вовлечение молодежи с ментальными нарушениями в творческую деятельность;

Популяризация творческой деятельности молодежи с ментальными нарушениями как инструмента развития и социализации.