Год: 2020

Направление: Патриотическое, в том числе военно-патриотическое, воспитание граждан Российской Федерации

Тематика: Реализация региональных социально-педагогических и (или) образовательных проектов по патриотическому воспитанию

Наименование НКО: Фонд поддержки и развития социально-экономических проектов «Другой Мир» (Другой Мир)

Руководитель НКО: Заиченко Наталья Александровна

Финансирование проекта: 1 000 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Проект «Живая история» продолжает развитие проекта «Город-конструктор», реализуемого Фондом «Другой Мир» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Результат реализации проекта «Город-конструктор» – создание 50 сборно-разборных макетов знаковых для Свердловской области архитектурных зданий и сооружений.

Главная цель – ознакомление максимально большего числа жителей и гостей нашей области с данными макетами, а через них – с историей нашего края.

При этом макеты сопровождаются аудиоматериалами, тифлокомментариями, что делает их доступными для ознакомления и людьми с ОВЗ.

Проект «Живая история» позволяет использовать потенциал созданных архитектурных макетов и с использованием современных педагогических технологий и методик позволяет привлечь внимание широкой подростковой аудитории к истории родного края.

 

Образовательная и просветительская составляющая проекта получают значительное развитие за счет:

  1. проведения интерактивных занятий с использованием макетов зданий и сооружений;
  2. разработки и применения при изучении исторического материала образовательных комиксов по истории зданий.

Благодаря визуализации и емкого текста, характерных для образовательных комиксов, материал будет усваиваться легче и будет окрашен эмоционально позитивным отношением.

Все это позволит достичь лучших образовательных результатов при изучении истории, стимулировать у подростков мотивацию к дополнительному чтению и самообразованию, творческую активность. Осмысление исторических процессов через интерес к интерактивным занятиям и образовательным комиксам позволит формировать уважение к историческому прошлому малой родины, чувство гордости за её достижения, бережно относится к народной памяти, что в полной мере соответствует принципам патриотизма.

В рамках проекта «Живая история» планируется разработать содержание и издать комплекты из 10 образовательных комиксов (по 10 наиболее известным архитектурным зданиям и сооружениям Екатеринбурга и Свердловской обл.). Каждый комикс – связное повествование, имеющее сквозных героев, сюжет и отражающее исторические факты и сведения об архитектурных сооружения области и их месте в её историческом развитии; содержит задания и тесты. Комплекты (10 комиксов) будут переданы в общеобразовательные школы г. Екатеринбурга, предполагаемый охват – не менее 45% школ (72 образовательных организации), всего в школы будет передано не менее 725 изданий. Охват детей из целевой группы составит не менее 40000 человек (из среднего расчета 5-9 классы, 4-5 классов в параллели, по 20-25 учеников в классе). Переданные издания будут использоваться педагогами на профильных уроках (история, обществознание и т.д.) и во внеурочной деятельности. Также для не менее, чем 10 образовательных организаций будет проведено не менее 20 интерактивных занятий с использованием сборно-разборных макетов, охват составит не менее 2500 обучающихся 5-9 классов.

Планируется, что к реализации проекта будут привлечены: студенты и преподаватели ГА ПОУ КСО «Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра» для создания эскизов (на конкурсной основе); Ассоциация учителей истории и обществознания Свердловской области для разработки содержания заданий в соответствии с ФГОС; сотрудники кафедры психологии и педагогики для экспертизы подготовленных материалов с точки зрения соответствия возрастной психологии и педагогике.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области №900-ПП от 07 декабря 2017г., стратегическими направлениями воспитания в регионе являются «Приобщение детей к культурному наследию малой и большой Родины» и «Гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности».

Реализация этих направлений невозможна без знания и любви к истории России в целом и истории малой Родины.

К сожалению, современная ситуация такова, что обучающиеся владея историческими фактами и цифрами, не всегда видят за ними живую историю.

А любая история – это не только сухие цифры и тексты, это архитектура, быт, живопись, судьбы людей и пр.

Формирование у детей сопричастности к истории родного края, а через нее уважения к своим историческим корням и бережного отношения к историческому наследию, в частности к архитектурному наследию, – в этом состоит главная социальная значимость проекта.

А добиться этого можно благодаря применению в образовательном процессе принципа визуализации информации через:

  1. сборно-разборные макеты знаковых для истории региона архитектурных зданий и сооружений;
  2. образовательные комиксы.

Именно сочетание информации, наглядности и эмоций при изучении истории позволяет обучающимся лучше усваивать исторический материал, а также формирует личностно-окрашенное отношение к истории.

Формирование гражданской идентичности обучающихся через развитие живого искреннего интереса к истории родного края посредством инновационных педагогичесих технологий и методик.

  1. Формирование познавательного интереса к изучению региональной истории и культуры, воспитание уважения к историческим и культурным традициям Свердловской области за счет реализации современной педагогической технологии «Образовательные комиксы» (разработка, издание и передача в школы комплектов образовательных комиксов).
  2. Формирование бережного отношения к историческому наследию, чувства гордости за родной край, его историю и культуру через проведение интерактивных занятий с использованием макетов архитектурных сооружений г. Екатеринбурга и Свердловской обл.
  1. Количество разработанных образовательных комиксов – не менее 10 (по 10 знаковым для региона архитектурным зданиям и сооружениям).
  2. Печать не менее 72 комплектов (каждый комплект – 10 комиксов, всего 720 экземпляров) образовательных комиксов.
  3. Передача комплектов в не менее чем 72 образовательных организации, охват – не менее 40000 детей из целевой группы.
  4. Проведение не менее, чем в 10 образовательных организациях г.Екатеринбурга 20 интерактивных занятий с использованием сборно-разборных макетов архитектурных зданий и сооружений.
  5. Участниками занятий стали не менее 2500 детей из целевой группы.

У детей из целевой группы сформированы знания по истории родного края и, соответственно, истории своей страны, в соответствии с принципом педагогики, сформулированным Л.С. Выготским, «единство интеллекта и аффекта», который позволяет показать, что история – это ярко, интересно, интригующе и познавательно. Сформировано бережное отношение к историческому наследию, чувство гордости за родной край, его историю и культуру. Проект способствовал профилактике асоциального поведения среди подростков, в частности: вандализм в отношении памятников архитектуры и исторических зданий; воспитанию уважения к историческим и культурным традициям Свердловской области.

Оценка промежуточных и итоговых результатов реализации проекта будет осуществляться путем сбора количественных показателей в соответствии с установленными сроками:

  • Разработано не менее 10 макетов образовательных комиксов – до 01.10.2020.
  • Напечатано не менее 72 комплектов (каждый комплект – 10 комиксов, всего 720экземпляров) образовательных комиксов – до 01.10.2020.
  • Передано комплектов в не менее чем 72 образовательные организации – школы г. Екатеринбурга до 01.10.2020.
  • Проведено не менее 20 интерактивных занятий с использованием сборно-разборных макетов архитектурных зданий и сооружений в образовательных организациях, участниками занятий стали не менее 2500 детей из целевой группы – до 51.12.2020.

Общий охват целевой аудитории (не менее 40000 детей) рассчитан исходя из следующих средних показателей: 72 школы, использование комиксов в работе с учениками 5-9 классов (5 классов, по 4-5 параллелей на каждый год, не менее 20-25 учеников в классе). Мониторинг реального использования комиксов в образовательной и внеурочной деятельности будет проводится с момента передачи комиксов в школы и в течение всего учебного года (2020-2021) путем сбора информации от педагогов (ежемесячного заполнения специально разработанной электронной формы о количестве проведенных занятий с использованием комиксов и примерном количестве учеников, посетивших их).

Сбор и оценка качественных результатов реализации проекта будет осуществляться путем проведения по итогам реализации проекта анкетирования школьных педагогов, использовавших в своей работе образовательные комиксы, а также посетивших интерактивные занятия. Предполагается выборочное интервьюирование школьников, принявших участие в интерактивных занятиях. Ключевые критерии оценки успешности реализации проекта:

  • У детей из целевой группы сформировано представление о культурном и архитектурном наследии Свердловской области: дети знают наиболее значимые архитектурные сооружения, их историю, архитектурные особенности, культурную значимость;
  • Дети из целевой группы проявляют вовлеченность в процесс изучения истории культуры и архитектуры родного края: в процессе проведения занятий задают вопросы, активно изучают макеты/образовательные комиксы, правильно выполняют задания и тесты, отвечают на вопросы, читают дополнительную литературу.
  • Уральский федеральный университет, кафедра педагогики и психологии образования департамента психологии – научно-методическая поддержка проекта.
  • Свердловское региональное отделение ВОО «Ассоциация учителей истории и обществознания» – методическая поддержка проекта.
  • Медиацентр социальной информации «УралДобро».