Год: 2021
Направление: Профилактика социально опасных форм поведения и формирование здорового образа жизни детей и молодежи
Тематика:
Формирование у детей и молодежи навыков безопасного использования информационных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Наименование НКО: Автономная некоммерческая организация по оказанию социальных услуг гражданам «Уральский центр медиации» (Уральский центр медиации)
Руководитель НКО: Фирсова Раиса Овсеевна
Финансирование проекта: 199 642,00 ₽
Данный проект направлен на развитие Служб медиации (примирения) на территории Свердловской области и освоение участниками эффективных технологий, в том числе специфики их деятельности в телекоммуникационной сети Интернет.
Проект реализуется в три этапа. На первом этапе проекта участникам предлагается выбрать и решить кейсы с описанием конфликтных ситуаций, возникающих между обучающимися и организовать обсуждение решения кейсов в социальных сетях для обучающихся своей образовательной организации. На основании проведённой экспертами оценки решения кейсов выявляются ресурсы и дефициты владения медиативными и коммуникативными технологиями участниками и тематика последующих обучающих занятий.
По итогам решения кейсов участникам предлагается сформировать образовательный запрос на завершающий первый этап обучающий семинар.
На втором этапе участники – команды служб примирения решают кейсы, с описанием конфликтных ситуаций, возникающих между обучающимися, родителями, педагогами.
Организуют обсуждения: родителям и педагогам предлагается дать оценку выразить отношение решениям кейсов, сделанными детьми (написать отзыв – пост, отклик и разместить его в телекоммуникационных сетях «Интернет» в родительских или детско-родительских сообществах). Участники формируют образовательный запрос, на основании которого проводится рефлексивно-обучающий семинар по итогам второго этапа.
На третьем этапе командам предлагается разработать собственный кейс и предложить его для решения другим командам Служб медиации (примирения), участвующим в проекте. При разработке кейса и критериев оценки, команда взаимодействует с территориальными органами субъектами профилактики (ПДН, КДНиЗП). Команда оценивает представленные другими командами решение и готовит сообщение на рефлексивный семинар по итогам третьего этапа.
Лучшие кейсы и решения рекомендуются участниками для публикации в Сборнике с указанием авторства.
Обучение происходит в сети Интернет, в той среде, проблемы которой призван решить проект.
Расширение состава участников происходит на каждом этапе проекта: на первом этапе обучающиеся школ, на втором этапе – педагоги и родители, на третьем этапе стейкхолдеры (субъекты системы профилактики, социальные партнёры).
Актуальность проекта обусловлена стремительной информатизацией и цифровизацией социально-экономической, общественно политической и культурной жизни общества. Существенная часть жизнедеятельности детей и взрослых переходит в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Технологические возможности цифровой среды расширяются и будут расширятся, а низкий уровень культуры взаимодействия в этой среде провоцирует конфликтность как детской, так и взрослой аудитории пользователей сети «Интернет». Для безопасного функционирования в цифровой среде необходимо освоение медиативных и коммуникативных технологий субъектами образовательных отношений. Существенный вклад в решение этой задачи могут внести Службы медиации (примирения) в образовательной и социальной сферах.
Цели проекта: Освоение медиативных и коммуникативных технологий субъектами образовательных отношений, в том числе для реализации задач в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», готовность к минимизации конфликтов и бесконфликтному взаимодействию в онлайн среде.
Задачи проекта:
Освоение технологий бесконфликтного взаимодействия субъектами образовательных отношений.
Вовлечение в обсуждение и решение типовых конфликтных ситуаций педагогов, родителей и обучающихся, обеспечивающих деятельность Служб медиации (примирения) в организации.
Развитие рефлексивной культуры участников и навыков формирования образовательного заказа.
Формирование навыков организации конструктивной коммуникации в сети Интернет.
Главный результат проекта – уменьшение конфликтности в сети «Интернет», создание и увеличение позитивного (конструктивного) контента профилактической направленности для подростков, родителей, педагогов.
Третий этап завершается рефлексивным семинаром, в ходе которого проверяется сформированность навыков взаимодействия, приобретённых на первом и втором этапах при освоении медиативных и коммуникативных технологий.
Результатом проекта будет набор решений кейсов по темам для размещения в телекоммуникационной сети «Интернет».
Для команды результатом будет навык решения разных типов конфликтных ситуаций.
По итогам реализации проекта появится Сборник «Примирение в Сети» учебных и методических материалов для деятельности Служб медиации (примирения) в образовательной и социальной сферах.
Повышение статуса и влияние Служб медиации (примирения) на создание бесконфликтной образовательной среды.
1. Подразделения по делам несовершеннолетних правоохранительных органов в части участия в формировании единого профилактического пространства в образовательных организациях: взаимодействие с подготовленными обучающимися – волонтерами профилактической направленности.
2.Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних министерства социальной политики, где проживают воспитанники – обучающиеся в образовательных организациях. (МО Невьянска, Богдановича, Екатеринбурга).
3.Нижнетагильский детский дом № 1– реализует требования Указа Президента РФ № 761 в части формирования у воспитанников здорового образа жизни с использованием новых более эффективных технологий.
4.Центр психолого-педагогической, медицинской и социально помощи «Ладо». В рамках соглашения о сотрудничестве организация и участие в научно-методических и практико-ориентированных мероприятиях профилактического характера.
Общественный Совет ГУ МВД РФ по Свердловской области в части активного участия членов общественного Совета в профилактической работе с подростками и молодежью, организация и проведение индивидуальной работы с обучающимися с девиантным поведением, предупреждении распространения негативных проявлений в подростковой и молодежной среде.
5.Родительские комитеты образовательных организаций.
6.ВУЗы, УСПО, студенты-волонтёры, специализирующиеся на теме информационной безопасности в сети Интернет.