Год: 2020

Направление: Вовлечение детей и молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества

Тематика: Подготовка молодых граждан к семейной жизни, формирование ценностей института семьи, материнства, детства

Наименование НКО: Свердловская региональная общественная организация по укреплению здоровья и защите семейных ценностей «Здоровые Люди» (Здоровые Люди)

Руководитель НКО: Манасихина Оксана Николаевна

Финансирование проекта: 200 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Проект возник как объединение опыта и возможностей общественной организации (СРОО «Здоровые люди») и Регионального ресурсного центра (Свердловской области) по психолого-педагогическому сопровождению (филиал ГБУ СО “ЦППМСП “Ладо”). Мы попытались ответить на вопросы: как формировать понятие о семье как счастье, как сформировать, сохранить представление о ценности семьи у молодого поколения на фоне растущего процента девиантного поведения, связанного с бытовым насилием: как обеспечить экспертный анализ методических материалов об изменившемся характере роли супруга, родителя в изменившемся обществе; почему, при достаточно большом количестве рекомендаций, образовательных программ, консультационных центров, ценности семьи, семейной жизни не стоит на первом плане у молодых людей; почему , проходя курсы повышения квалификации, психологи, педагоги, социальные работники применяют систематически на практике полученные знания

3 шага проекта: 

  1. представление модели, объединяющей существующие способы профилактической, информационной и консультационной работы по вопросам семьи и детства и инновационных способов формирования знаний и отработки навыков; обеспечение экспертного подхода (игры, кейсы, удаленная групповая работа).
  2. апробацию стажировочной площадки как ресурсное пространство, где можно решить собственные задачи, отработать собственные навыки, модели поведения, построить собственную программу (как специалистам, так и желающим) используя ресурсы площадки;
  3. тиражирование модели, регулярное информирование и доступ к материалам для участников площадки и заинтересованных лиц.

Комплекс мероприятий: 

  1. установочный вебинар по организации стажировочной площадки профилактической направленности в рамках модели; – видео-уроки
  2. развитие представления о семье у молодых людей – учащихся и рабочей молодежи в формате игр, развитие профилактической компетентности родителей в формате игр и видеоинструктажей; развитие профилактической компетентности педагогов (в т.ч. развитие навыков поведения в сложных педагогических ситуациях)
  3. мотивация к обращению к площадке, представление материалов в открытых источниках, на конференциях, специально организованных в т.ч. онлайн.

Разработанная модель стала продолжением проектов, поддержанных ФПГ “Скоро в школу” и “Каменный пояс”,выводами, сделанными на основании системного сопровождения целевых групп проектов “Регионального ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению”. выявивших остроту проблемы в ходе работ, и в течение 2020/2021 учебного года. Ключевым показателем результативности модели станет объективная оценка роста представления о семье как личностном ресурсе, источнике счастья и успеха, причинах бытового насилия и способов решения конфликтных ситуаций, снижение случаев деструктивного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, вошедших в проект апробации. Регион получит стажировочную площадку как инновационный механизм отработки навыков формирования положительного отношения к институту семьи и комплекс профилактических мер деструктивного поведения с доказанной эффективностью.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестоким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за своё поведение, за своё будущее, и поэтому часто отказываются от создания семьи, или заменяют семейные отношения временными, эпизодическими. Дети, рожденные в таких семьях, оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы поведения, не имея четкого представления как строить семейные отношения, правовые отношения, молодые люди не имеют в арсенале примеры, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни. 

Анализ причин распада браков, статистических исследований отношения молодежи к семье, показывает, что в основе причин лежит ряд психогенных факторов: дезадаптация, психоэмоциональная депривация (одиночество), нарушение детско-родительских отношений, психологическое и физическое насилие. Серьезную поддержку и помощь подросткам могли бы оказать родители, но во многих случаях именно взаимоотношения с родителями становятся основным фактором формирования подростковой деструкции, поскольку не все родители обладают достаточными профилактическими компетенциями. На различных уровнях власти принимаются управленческие решения по организации профилактической деятельности, разрабатываются профилактические программы деструктивных форм поведения среди несовершеннолетних. Существующая статистика показывает, что предпринятых мер не достаточно для радикального решения проблемы, поскольку действующие профилактические программы и комплексы узконаправлены и ориентированы преимущественно на изменение поведения подростков, через воздействие непосредственно на подростков, но не охватывают проблему целиком, упуская работу с родителями, выпускниками учебных заведения, поэтому не содействуют изменению ситуации в целом. 

В ходе реализации проекта будет апробирована альтернативная модель подготовки молодых граждан

к семейной жизни, формирование ценностей института семьи, материнства, детства, которая предусматривает единовременное целенаправленное воздействие на психологические компетенции детей, родителей, педагогов на трех уровня образования (ДОУ, СОШ, СПО, советы молодых специалистов предприятий) в образовательных организациях и среди работающей молодежи. Ключевым показателем результативности апробации модели станет объективное повышение информированности участников в вопросах семьи, материнства и детства на основании опросов, проведенных до и после мероприятий. Регион получит комплекс методических материалов с доказанной эффективностью. 

Государство, бизнес заинтересовано в создании семьи. И, кроме морально – этических определений, есть экономических запрос от общества на создание семьи. Именно их мы рассматриваем как инициаторов в развитии стажировочной площадки, заказчиков на работу участников образовательного процесса.

Цели:

  1. Подготовка молодых граждан к семейной жизни, формирование ценностей института семьи, материнства, детства, профилактика деструктивного поведения детей, как проявления одной из причин искаженного представления о семье. 
  2. Апробации модели стажировочной площадки для возможности закрепления результатов, повышение информированности целевой аудитории в образовательной среде и предприятиях Свердловской области 
  3. Повышение эффективности работы через ведение инновационных способов работы, учитывающих особенности восприятии и усвоения информации в современном мире. 

Задачи:

  1. Информировать о модели стажировочной площадки: онлайн – вебинары с возможностью тестирования; информационные рассылки; размещение методической информации на ресурсах проекта
  2. Продемонстрировать работу модели стажировочной площадки. Провести очные мероприятия в формате семинара (марафона). В программу мероприятий включены: трансформационные игры с молодежью, родителями (и совместные), с профессионалами системы образования и социальными работниками. 
  3. Обеспечить систему мотивации, побуждающей использование ресурсов стажировочной площадки

Проект реализуется по территории Свердловской области с возможностью масштабирования модели. В проекте примет участие не менее 200 чел – молодых людей от 14 до 28 лет, будут предоставлены услуги (в режиме апробации модели) не менее чем 50 чел психолого – педагогических работников, проинформированы о модели не менее 1000 чел.

Проект носит трансформационный характер. Всегда семья ассоциировалась со счастьем, чем – то незыблемым. Но быстрая смена общественного строя, социальных норм привела к потере ориентиров. Проект даст возможность осознать всем участникам – какие роли сейчас присутствуют в семье, на каких законодательных основах строится институт семьи, поможет сформировать собственную позицию, личную позицию по отношению к будущей семье, или существующих семейных отношениях. Проект нацелен, в т.ч. на приобретения навыков предотвращения, разрешения конфликтных ситуаций.

  • Региональный ресурсный центр Свердловской области по психолого-педагогическому сопровождению – соавтор и соисполнитель проекта: (консультационная, информационная)
  • Государственное бюджетное учреждение Свердловской области “Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Ладо”: (организационная, консультационная)
  • Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области: (консультационная, информационная)
  • Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области: (информационная, консультационная)
  • ПИ ФГ АОУ ВО “Уральский федеральный университет им.Президента России Б.Н. Ельцина” в г. Каменске-Уральском: (информационная, консультационная)
  • ГБОУ СО “Екатеринбургская школа-интернат №13”: (информационная, консультационная)
  • Центр инклюзивного образования Дирекции академического развития ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» : (информационная, консультационная)
  • Федерация психологов образования России Региональное отделение Свердловской области: (информационная, организационная)
  • Ассоциация кинопедагогов “Образ”: (информационная)