Год: 2021

Направление: Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации

Тематика: Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, формирование у молодежи российской этничности

Наименование НКО: Свердловская областная общественная организация «Культурное просвещение» (Культурное просвещение)

Руководитель НКО: Овчинников Вадим Викторович

Финансирование проекта: 300 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов отметил: “Убежден, что пока в сознании каждого нашего гражданина исконная многонациональность России не будет восприниматься как безусловное преимущество, деструктивные силы будут использовать этот факт для дестабилизации внутриполитической ситуации, а мы — только принимать вынужденные меры для тушения вспыхивающих межнациональных конфликтов. Возникает закономерный вопрос: что делать? Сейчас незаслуженно мало внимания уделено этнокультурному содержанию в образовании. Это ведь вопрос еще и личной безопасности гражданина, если хотите. Молодежь — наиболее уязвимая к влияниям целевая группа, в том числе легко поддающаяся воздействию идей экстремистского толка. И есть только одно проверенное средство — убеждения, основанные на знаниях”.

Как формировать убеждения молодежи, если они «визуалы»? Они станут изучать что-то, если первый контакт с информацией пройдет в аудиовизуальном формате (клипы, интернет видео и т.п.). Важно давать информацию по теме межнациональных отношений красивыми картинками, но серьезного содержания. Это якорь, который зацепит внимание.

 А если сначала предложить “иди изучи башкирский танец”, это скорее оттолкнет. Но, если показать видео-картинку, где равный ему (тоже молодежь) познает историю танцев народа, есть все шансы сформировать знания, из которых сформируется стойкое убеждение: “народы едины, культуры богаты и т.д.”.

Предлагаем формировать такие знания у молодёжи Свердловской области, посредством создания нового «Межнационального просветительского интернет видеопроекта «Танцующие истории».

В рамках проекта команда экспертов “Культурного просвещения”:

  1. Исследует истории отношения человека (детей и молодежи) к танцам. Личные истории взаимодействия с народными танцами. Это будут интервью и съемки тех детей, кто, не являясь представителем определенной диаспоры, профессионально изучает и танцует танцы народов.
  2. Визуально покажет танцевальные традиции народов Урала. Национальные танцы народов, как большие и маленькие истории, полные смыслов, отражения мировоззрения и многовековой культуры разных народов. Танец,  как визуальный образ культурно-исторического наследия (мы его привыкли воспринимать в буквах, текстах, цифрах), это истории, которые сохранилась визуально. Отсюда название проекта «Танцующие истории».
  3. Расскажет об опыте и знаниях педагогов, которые в течение 20 лет находят ключики, открывающие  для ребенка мир другой культуры через народные танцы.
  4. Главными героями станут дети и молодёжь, занимающиеся национальными танцами разных народов.
  5. Мы попробуем найти ответы на вопросы:
    1. А что вообще мотивирует молодежь изучать культуру другого народа? Когда представители татарской молодежи учат татарские танцы или армянской – армянские танцы – мотивация понятна, познание и представление собственной культуры, сохранение традиций своих предков. А что побуждает заниматься танцами разных национальностей тех, кто не является их представителем?
    2. Что захватывает их так, что они танцуют годами? И на каких принципах строится в этом случае обучение детей? Как педагогам удается находить тот ключик, который открывает для ребенка мир другой культуры? Ответы на эти вопросы мы будем искать в «Межнациональном просветительском интернет видеопроекте «Танцующие истории».
  6. В процессе работы над проектом будут сняты разные возрастные группы во время занятий национальными танцами; интервью с детьми и педагогами; постановочные выступления (национальные танцы на фоне города или природы).

Хронометраж фильма не менее 15 минут.

Жанр документального фильма, но адаптированный для социальных сетей, чтобы стать интересным для молодежной ЦА.

Эмоциональный посыл проекта: динамичный, с учетом восприятия клипового мышления; спорный, дискуссионный, острый; эмоционально-окрашенный с позитивным итогом; – «wow-эффекты», новый взгляд на проблему.

К работе над проектом будут привлечены партнеры из числа этнокультурных объединений Урала, в том числе руководство Ассоциации национально-культурных объединений «Дом народов Урала».

Средний Урал – один из самых многонациональных регионов России, где проживает 160 народов; реализуется концепция государственной национальной политики, и политики гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Гармонизацией межнациональных отношений через этнокультурное просвещение занимаются национальные общины, но, как правило, они охватывают представителей своих диаспор больше, чем других народов. На 2021 г. в информационном пространстве региона существует только один системный просветительский проект, который повышает этнокультурную грамотность взрослой аудитории региона (телеканал «ОТВ», программа «Национальное измерение»). Национальные праздники, которые красочно и активно организуют диаспоры, как инструмент гармонизации межнациональных отношений  работают в моменте, и остаются вне каналов восприятия современной молодежной аудиторией.

Молодежь получает информацию из социальных сетей. И, если в нашем регионе будет как можно больше просветительских проектов, подобных «160», «Урал. Заселение», «Армения. Грузия. Россия. Диалог культур», «Танцы народов», «Истории уральских подвижников» (созданы нашей командой для гармонизации межнац. отношений в 2016 – 2020 г.г.), или подобных «Большому этнографическому диктанту» (Всероссийский проект), то через несколько лет мы получим поколение с иммунитетом к национальным предрассудкам и конфликтам. Так как просветительские проекты, исследующие и демонстрирующие сферу социо-культурной коммуникации между народами, вводят молодежи своего рода прививку от всех форм проявления национализма и ксенофобии.

Делать это нужно еще в раннем возрасте, работать с молодежью через социальные сети, доводя до них элементарные знания о народах, традициях и обычаях. Руководитель ФАДН России И. Баринов подчеркивает: «Отсутствие элементарных этнокультурных знаний рождает настороженность и враждебность молодежи разных национальностей и вероисповеданий друг к другу, позволяет деструктивным силам использовать эти пробелы для навязывания негативных стереотипов, готовить благодатную почву для разжигания межнациональной ненависти, а, как следствие, и вражды».

Таким образом, для формирования межнационального согласия на Урале важно запускать системные просветительские проекты, пропагандирующие идеи ценности добрососедских межнациональных отношений, идеи российской модели идентичности, в социальных медиа. «Межнациональный просветительский интернет видеопроект «Танцующие истории» может стать значимым инструментом на пути формирования российской идентичности у молодёжи региона. Информационный видео контент универсален и эффективен, как с точки зрения затрат на реализацию, так и в дальнейшем при тиражировании созданного проекта, увеличении географии охватов и числа благополучателей в постгрантовый период без лишних затрат. Тогда как, лекция или форум по теме межнациональных отношений, требует несоизмеримо больших ресурсов на организацию, и дает минимальный охват и влияние на целевые группы.

При этом соц. статистика нашей общественной организации отмечает:

а) положительную динамику роста числа просмотров проектов по межнациональным отношениям от «Культурного просвещения» (см. на сайте: https://kultur-pro.ru/programs/documentary);

б) каждый новый фильм по теме культуры народов Урала набирает большее число участников, чем предыдущий. Что говорит о дефиците и востребованности среди молодежи просветительских проектов о народах и национальностях в социальных сетях Среднего Урала (Вконтакте, Facebook, YouTube).

Формирование у молодежи Свердловской области российской идентичности (россияне), и гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений посредством создания и продвижения в социальных сетях «Межнационального просветительского интернет видеопроекта «Танцующие истории».

  1. Привлечь к реализации проекта команду экспертов по заявленной теме, специалистов по межнациональным отношениям, а также, журналистов для разработки концепции и сценария проекта.
  2. Создать «Межнациональный просветительский интернет видеопроект «Танцующие истории», который
    1. Повысит этнокультурную грамотность у целевых аудиторий проекта (детей и молодежи региона, а также у работников системы образования, просвещения и культуры Свердл. обл.).
    2. Внесет вклад в формирование иммунитета к национальным предрассудкам у целевых аудиторий проекта.
    3. Пропагандирует идеи ценности добрососедских межнациональных отношений и идей российской модели идентичности.
  3. Обеспечить продвижение «Межнационального просветительского интернет видеопроекта «Танцующие истории» среди молодёжной аудитории в социальных сетях, сети Интернет/СМИ:
    1. С общим охватом не менее 20 000 человек.
    2. Числом участников (числом просмотров) не менее 7 000 человек в социальных сетях. 
  • Количество благополучателей проекта – не менее 7000 представителей целевых аудиторий.
  • Охват целевых аудиторий в СМИ, социальных сетях, сети Интернет – не менее 20 000 человек.
  • Количество добровольцев, участвующих в реализации проекта из числа профессионального экспертного сообщества (журналист, социолог, маркетолог, представители диаспор, специалисты по межнациональным отношениям) – 6 человек.
  • Количество созданного просветительского видео-контента – 1 шт.
  • Количество информационных материалов о проекте в соц. сетях (суммарно Вконтакте, Facebook, YouTube, Instagram), сети Интернет/СМИ  – не менее 8 шт. 

Межнациональный просветительский интернет видеопроект «Танцующие истории» станет первой работой в Свердловской области, который исследует истории отношения человека (детей и молодежи) к национальным танцам, рассмотрит личные истории взаимодействия с народными танцами, возьмет интервью детей, кто, не являясь представителем определенной диаспоры, профессионально изучает и танцует танцы народов. Проект визуально покажет танцевальные традиции народов Урала. Представит танец,  как визуальный образ культурно-исторического наследия (мы его привыкли воспринимать в буквах, текстах, цифрах), это истории, которые сохранилась визуально. Впервые расскажет об опыте и знаниях педагогов, которые в течение 20 лет находят ключики, открывающие  для ребенка мир другой культуры через народные танцы. Главными героями станут дети и молодёжь, занимающиеся национальными танцами разных народов. Создан с учетом особенностей аудио-визуального восприятия современной молодежной аудитории. 

Ассоциация национально-культурных объединений Урала (Дом народов Урала): организационная, консультационная, материальная поддержка.