Год: 2020

Направление: Вовлечение детей и молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества

Тематика: Формирование у детей и молодых граждан ценностных установок на здоровый образ жизни и экологическую культуру

Наименование НКО: Благотворительный Фонд «Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» (Фонд по поддержке спорта в СО А.В. Шипулина)

Руководитель НКО: Шакирова Ксения Альбертовна

Финансирование проекта: 175 447,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Опираясь на описанную проблематику и специфику целевой аудитории, подбор технологий и методов работы должен соответствовать следующим критериям: 

  1. Формат деятельности, предлагаемой целевой аудитории должен быть современным и популярным среди её представителей. 
  2. Форма подачи необходимого материала должна быть не директивной и стимулировать самостоятельный поиск участников.
  3. Профилактика должна осуществляться методом предоставления альтернативы деятельности (т.е. не путём запугивания негативными последствиями, а путём предоставления альтернативы выбора).
  4. В деятельности должен быть предусмотрен соревновательный компонент, которые обеспечит повышение мотивации и более высокую вовлеченность в деятельность.

В связи с этим, для достижения необходимых преобразований, мы предлагаем Квиз «Сила ума». Проект будет состоять из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. На подготовительном этапе будут сформированы 10 команд из 10 учреждений по 7 человек в каждой. Далее, каждая команда получит пакет подготовительных материалов: 

  • Соревновательная программа по 6 темам: физические нагрузки, здоровое питание, гигиена и распорядок дня, профилактика заболеваний, отказ от вредных привычек, профилактика стресса; – Диагностический инструментарий для замера текущего уровня знаний о ЗОЖ, уровня сформированности мотивации к ведению ЗОЖ; ценностного отношения к ЗОЖ;
  • Комплект из 6 видео-лекций по каждой теме соревновательной программы. Сформированным командам будет необходимо, совместно с педагогом, заполнить диагностический инструментарий и пройти обучение по подготовительным материалам.

Далее, в рамках основного этапа, сформированные и прошедшие предварительную подготовку команды, будут приглашены в Екатеринбург на основное соревновательное мероприятие – интеллектуальный квиз «Сила ума». Квиз будет проводится в один день, в современном конгресс центре. Участниками выступят команды от 10 учреждений по 7 человек в каждом + 1 сопровождающий педагог.

Участникам необходимо будет сразиться в 7 стандартных и одном блиц-раунде, посвященным вопросам здорового образа жизни. Вопросы будут формироваться, основываясь на программе подготовки по 6 темам: физические нагрузки, здоровое питание, гигиена и распорядок дня, профилактика заболеваний, отказ от вредных привычек, профилактика стресса.

Вопросы квиза будут интерактивными и ориентированными на диалог участников и проявление общей эрудиции. А также содержать материалы современной поп- культуры (вопросы про певцов, актёров, героев сериалов, блогеров и т.д.). Цель каждого вопроса будет раскрыть один из аспектов здорового образа жизни. Среди команд участников будут определены 3 команды-победителя, которые получат памятные призы. А после, для поддержания положительной мотивации у всех участников будет проведена экскурсия на «Екатеринбург-Арену» и мастер-класс от команды «Урал-2», ФК «Урал». На заключительном этапе предполагается получение от подростков, принявших участие в проекте, обратной связи и повторное заполнение диагностического инструментария. Полученные результаты итоговой диагностики будут сопоставлены с начальными результатами, произведен анализ качественных результатов проекта и разработаны комментарии и рекомендации по дальнейшему использованию данной технологии.

Таким образом, такая технология поможет создать доброжелательную атмосферу, стимулирующую самостоятельный поиск информации подростками, а использование соревнований повысит вовлеченность всех членов команды в процесс. 

Вопрос развития ценностных установок в сфере ЗОЖ у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, является критически важным. Потому что он актуален не только в контексте профилактики отклоняющегося поведения, но и является одной из составляющих глобального вопроса – подготовки таких подростков к самостоятельной жизни.

Изучая комплекс подготовки к самостоятельной жизни, в качестве базовой модели, можно рассматривать исследование кандидата педагогических наук, Деевой Елены Викторовны, которая выделяет 4 основных аспекта подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни:

  • социальная готовность;
  • трудовая готовность;
  • морально-волевая готовность;
  • физическая готовность, включающая в себя сформированность навыков ЗОЖ, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих адаптивность к различным видам деятельности.

Однако подготовка по таким направлениям требует постоянный поиск новых решений и учета поправки на социальную ситуацию развития подростка данной целевой аудитории.

Ведь если обратиться к исследованию Медведчиковой Е.Н. и Доброноговой Н.В. (2017 год), традиционная картина психического и социального развития ребенка с указанным социальным статусом, выглядит следующим образом.

Социальная депривация, наличие негативного жизненного опыта и подорванное доверие к взрослым ведут к неадекватному восприятию себя и окружающего мира. Такая ситуация развития прямо перетекает в неадекватные ожидания относительно будущей самостоятельной жизни. Помимо этого, система интернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к формироварнию иждивенческой позиции у детей, что приводит к пониженной мотивации саморазвития и самообразования.

Таким образом, дети, покидающие интернатные учреждения, зачастую имеют нереалистичные представления о самостоятельной жизни и не владеют перечнем основных жизненно важных компетенций, что приводит к их пониженной социальной адаптации.

Проанализировав информацию, самостоятельно собранную Фондом, в рамках взаимодействия с учреждениями по иным программам и проектам, нами были сделаны выводы о следующих востребованных векторах работы:

  1. Организация мероприятий, способствующих освоению детьми компетенций, а не получению прямой материальной выгоды.
  2. Ориентация на базовые бытовые компетенции, необходимые в самостоятельной жизни, отвечающие принципам здорового и экологичного образа жизни.
  3. Получение информации через современные методы работы, предоставляющие возможность живого общения и стимулирующие на самостоятельный поиск информации.

Безусловно, воспитательная работа по данным направлениям производится и внутри детских интернатных учреждений. Однако объем внимания, который требуется каждому конкретному ребенку и количество обратной связи, необходимой для гармоничного формирования само-процессов личности ребенка достаточным назвать нельзя. В связи с этим, дополнительные усилия со стороны благотворительного фонда, не идущие вразрез с деятельностью в учреждении, а построенные на основе взаимного уважения между взрослыми с двух сторон, обеспечат усиление работы в данном направлении.

Таким образом, реализация проекта “Сила Ума”, благодаря использованию новых методов работы, сможет показать высокую заинтересованность со стороны участников и, как следствие, эффективность. Это позволит оказать благоприятное воздействие на формирование готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, в контексте развития их физической готовности, что находится в непосредственной зоне компетентности Фонда.

Развитие ценностного отношения к культуре здорового образа жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в подведомственных учреждениях Свердловской области, путем повышения компетенций в сфере ведения здорового образа жизни, через участие в интеллектуальном соревновательном турнире «Квиз «Сила ума»

  1. Сформировать методическую базу проекта, позволяющую сформировать пакет подготовительных материалов для участников и задания для интеллектуального турнира, отвечающую цели проекта;
  2. Обеспечить учреждениям равный доступ к методической базе и условия подготовки;
  3. Организовать информационное сопровождение проекта, обеспечивающее оповещение участников об основных этапах реализации проекта;
  4. Создать условия для повышения мотивации к участию в проекте через соревновательный компонент итогового мероприятия и систему нематериального поощрения участников;
  5. Создать условия для развернутого мониторинга результатов участия в проекте.

Повышение мотивации и ценностных установок на ведение ЗОЖ как компонента готовности к самостоятельной жизни подростков:

  1. Освоение целевой группой (ЦГ) компетенций по физическим нагрузкам и самостоятельным тренировкам.
  2. Освоение ЦГ компетенций по здоровому и сбалансированному питанию.
  3. Освоение ЦГ компетенций по формированию распорядка дня и бытовых привычек, соответствующих принципам здорового образа жизни.
  4. Освоение ЦГ компетенций по гигиене и профилактике сезонных заболеваний.
  5. Освоение ЦГ теоретических аспектов по профилактике вредных привычек.
  6. Освоение ЦГ компетенций психоэмоционального здоровья: профилактика стресса, психогигиена умственной деятельности, коммуникация, самообразование.

Количественные результаты реализации проекта Количество учреждений в сфере образования/социальной политики, принявших участие в проекте: 10 учреждений.

Количество подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, принявших участие в программе: 70 человек.

  • Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области “Организационно-методический центр социальной помощи”: Информационная, Организационная;
  • СРЦН Синарский г. Каменск- Уральский: Организационная
  • СРЦН г. Нижний Тагил: Организационная
  • СРЦН с. Южаково: Организационная
  • СРЦН г. Богданович: Организационная
  • СРЦН г. Реж: Организационная
  • СРЦН Октябрьского района г. Екатеринбурга: Организационная
  • ЦСПСиД Чкаловского района г. Екатеринбурга: Организационная.
  • ООО “Кейтеринбург”: Помощь в создании материалов курса на основании совместных проектов по здоровому питанию