Год: 2021

Направление: Патриотическое, в том числе военно-патриотическое, воспитание граждан Российской Федерации

Тематика: Организация просветительской деятельности среди обучающихся по изучению и сохранению объектов культурного и исторического наследия Свердловской области

Наименование НКО: Фонд поддержки и развития социально-экономических проектов «Другой Мир» (Другой Мир)

Руководитель НКО: Заиченко Наталья Александровна

Финансирование проекта: 1 000 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

“Живой город – живая страна” – проект, направленный на сохранение и популяризацию культурно-исторического и архитектурного наследия Свердловской области среди детей дошкольного и школьного возраста; укрепление гражданской идентичности детей, проживающих в г.Екатеринбурге и Свердловской обл., а также г. Москва, через популяризацию регионального культурного наследия.  Целевые группы: дети в возрасте от 5 до 17 лет, проживающие на указанных территориях, воспитанники дошкольных и школьных образовательных учреждений. Проект основан на использовании потенциала выставки сборно-разборных макетов зданий и сооружений Екатеринбурга и Свердловской обл. «Город-конструктор», созданной Фондом поддержки и развития социально-экономических проектов «Другой Мир». Выставка «Город-конструктор» – это 50 макетов значимых архитектурных сооружений, выполненных с максимальной детализацией, повторяющих оригинальное сооружение по внешнему виду, конструкции, размерам, цветовому решению. Каждый макет – сборно-разборная конструкция, при разборе которой посетитель получает доступ к частично отраженному внутреннему убранству помещений. Макеты доступны для тактильного изучения, сопровождаются тифлокомментариями, аудиолекциями, брошюрами с дублированием информации на языке Брайля, что делает их доступными для людей с ОВЗ.

Проект включает: 1. Разработку «голосов» зданий – характерных звуков, отражающих историческое событие, процесс, музыкальное сопровождение или голос персоналии, связанный с оригинальным сооружением. «Голоса» зданий позволят значительно повысить просветительский потенциал выставки, «оживить» макеты, в доступном и увлекательном формате связать здание с историческим событием/личностью, что будет способствовать лучшему запоминанию и усвоению информации детьми. 2. Разработку образовательного комикса по архитектурным стилям на примере значимых архитектурных сооружений г. Екатеринбурга и Свердловской обл. для детей, печать и распространение среди детей из целевой группы. 3. Разработку и проведение на основе выставки тематических экскурсий и образовательных квестов. 4. Разработку программ обучения и организацию стажировки студентов образовательных учреждений г. Екатеринбурга, обучающихся по направлению «гид-экскурсовод». Проведение ими экскурсий для детей из целевой группы. 5. Организацию выездной выставки в г. Москва в рамках Месяца Свердловской области на ВДНХ (ориентировочное время проведения август 2021 г.). Проведение в рамках выездной выставки экскурсий для детей из целевой группы, распространение образовательных комиксов.

Постоянное экспонирование выставки будет осуществляться в г. Екатеринбурге. Запланировано проведение организованных экскурсий для детей дошкольного и школьного возраста; распространение образовательных комиксов среди участников экскурсионных программ.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области №900-ПП от 07 декабря 2017 г., стратегическими направлениями воспитания в регионе являются «Приобщение детей к культурному наследию малой и большой Родины» и «Гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности».

Реализация этих направлений невозможна без формирования целостного уникального образа родного края – Свердловской области и отдельных городов, а также совокупного образа родной страны, основанного на глубоких межрегиональных культурных и исторических связях.

История родного края, его культурно-исторический образ обладает сложной многокомпонентной структурой, включающей большое количество фактов, явлений, персон, событий и цифр. Их усвоение и формирование целостного представления об уникальном наследии Свердловской области является трудоемкой и долгосрочной задачей. Для детей такой материал должен быть представлен в наглядной, увлекательной, легко запоминающейся форме, что позволит способствовать его лучшему усвоению. При этом приобщение детей младшего возраста к истории и культуре родного края позволяет создать качественный фундамент для более глубокого и вовлеченного познавательного процесса в будущем.Реализация проекта позволит создать условия, при которых дети сумеют сформировать образ родного края не через точные исторические факты и цифры, а через «живую историю», включающую культуру, архитектуру, быт, живопись, судьбы людей и пр. Создание «живого» образа будет обеспечено использованием комплексного подхода к просветительской деятельности: использование наглядных сборно-разборных макетов, сопровождаемых «голосами», экскурсионной программой и образовательными квестами; знакомство детей с архитектурными стилями на примере конкретных зданий через образовательные комиксы; вовлечение в проведение экскурсий молодых гидов-экскурсоводов.

Формирование у детей сопричастности к истории родного края, а через нее уважения к своим историческим корням и бережного отношения к историческому наследию, в частности к архитектурному наследию, – в этом состоит главная социальная значимость проекта.

Именно сочетание информации, наглядности и эмоций при изучении истории позволяет детям лучше усваивать исторический материал, а также формирует личностно-окрашенное отношение к истории. Представление выставки в г. Москва позволит познакомить с региональным культурным наследием детей, проживающих в Москве.

Формирование уникального образа Свердловской области и гражданской идентичности детей через развитие  живого искреннего интереса к истории и историко-культурному наследию родного края посредством инновационных педагогических технологий и методик.

  1. Развитие просветительского потенциала выставки макетов архитектурных сооружений Свердловской обл. «Город-конструктор» за счет разработки и реализации уникальных педагогических практик и способов передачи культурной информации детям – образовательных комиксов и квестов, «голосов» зданий.
  2. Создание уникального культурно-исторического образа Свердловской обл. и формирование познавательного интереса к изучению региональной истории и культуры, воспитание уважения к историческим и культурным традициям среди детей дошкольного и школьного возраста за счет комплексного подхода к просветительской деятельности
  1. Количество разработанных образовательных комиксов – 1 комикс по ключевым архитектурным стилям на примере зданий Свердловской обл.
  2. Печать не менее 1000 экземпляров комиксов. Распространение образовательных комиксов среди участников организованных экскурсий. А также среди дошкольных и школьных учреждений г. Екатеринбурга.
  3. Разработка и запись «голосов» зданий для не менее чем 20 макетов выставки «Город-конструктор».
  4. Разработка программы не менее 1 образовательного квеста по выставке «Город-конструктор»
  5. Проведение не менее 30 организованных экскурсий по выставке «Город-конструктор» для детей из целевой группы в г. Екатеринбурге, в том числе – не менее 5 образовательных квестов.
  6. Проведение не менее 10 организованных экскурсий для детей из целевой группы в г. Москва, в том числе – не менее 2 образовательных квестов.
  7. Количество участников организованных мероприятий в обоих городах – не менее 650 детей из целевой группы, в том числе не менее 500 детей, проживающих в г. Екатеринбурге и Свердловской обл.

У детей из целевой группы сформирован образ Свердловской обл. как территории, обладающей уникальным культурным и историко-архитектурным наследием. Для этого использованы современные педагогические технологии, обладающие высоким просветительским потенциалом, доступной наглядной формой, способствующей легкому запоминанию и усвоению информации. Дети получили знания по истории Свердловской обл. и, соответственно, истории своей страны, в форме, позволяющей показать, что история – это ярко, интересно, интригующе и познавательно. Сформировано бережное отношение к историческому наследию, чувство гордости за родной край, его историю и культуру. Проект способствовал воспитанию уважения к историческим и культурным традициям Свердловской области.

  • Уральский федеральный университет,  кафедра педагогики и психологии образования департамента  психологии – научно-методическая поддержка проекта.
  • Медиацентр социальной информации «УралДобро».