Год: 2020

Направление: Образование детей, просветительская деятельность

Тематика: Интеллектуальное развитие обучающихся, проявляющих способности к точным и естественным наукам

Наименование НКО: Автономная некоммерческая организация всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания «Спектрум-М» (Спектрум-М)

Руководитель НКО: Двинин Андрей Николаевич

Финансирование проекта: 254 936,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Проект «Настольный робот» – представляет собой YouTube-канал, предназначенный, в первую очередь, для одаренных детей и детей с психическими нарушениями, поскольку эти категории детей и подростков зачастую имеют схожие проблемы с социализацией и профориентацией. На канале с определенной периодичностью (предположительно, 2 видео в неделю) будет публиковаться в открытом доступе обучающий контент, создаваемый специалистами организации (социальный педагог-преподаватель робототехники и программирования, технический редактор и контент-мейкер). 

Видео будут доступны не только детям и подросткам целевой группы, но и детям нецелевой группы, а также их родителям. Формат видео – небольшие ролики по 10-20 минут, в каждом из которых разбирается конкретный блок в той или иной теме (например, сборка определенной модели робота; разбор конкретной функции на языке Python и т.д.). Материал преподносится простым языком, в дружелюбном и непринужденном стиле, так, чтобы урок был не только понятен, но и развлекал ребенка. В случае возникновения вопросов или проблем у зрителей будет доступна обратная связь со специалистам посредством функции комментариев или в социальных сетях. Кроме того, планируется развитие и продвижение канала, чтобы он смог существовать автономно, без грантовых поддержек и т.д., благодаря партнерской программе YouTube или коммерческим предложениям (реклама, видео на заказ и т.п., но это планируется В БУДУЩЕМ, не во во время реализации гранта). В случае высоких показателей просмотров, может быть реализован перевод видео на английский язык.

Сама идея возникла у Сыропятова Михаила – социального педагога. Михаил, как учредитель и сотрудник АНО «Спектрум-М» предоставлял свои услуги БФ «Я особенный» в реализации проекта фонда Синара «Бесплатные инклюзивные мастер-классы по робототехнике и LEGO-конструированию». Ситуация с пандемией и режимом самоизоляции сподвигла нас, сотрудников «Спектрум-М», перенести нечто похожее на кружки в онлайн-режим, так и появился проект «Настольный Робот».

Мы уже создали канал и выпустили несколько пробных видео, ознакомиться с ними можно по ссылке:

https://www.youtube.com/channel/UCYs4Pw-p53ZyLN9agE6vodg

На данный момент видео на канале не собирают много просмотров, так как идет апробация формата, и сотрудники организации работают исключительно на энтузиазме. Мы рассчитываем, что грантовые средства помогут нам выпускать видео с желаемой периодичностью и в хорошем качестве, набирать просмотры и подписчиков, благодаря продвижению.

«Настольный робот» как социальный проект решает сразу ряд современных общественно-значимых проблем. Во-первых, это социальная адаптация и профориентация одаренных детей и подростков, а также детей и подростков с психическими нарушениями (имеются в виду дети с функциональными и высокофункциональными нарушениями, то есть, дети, имеющие отклонения, но не утратившие возможность к обучению). Мы объединяем эти категории, поскольку у таких детей и подростков зачастую возникают схожие проблемы – непонимание со стороны сверстников и взрослых, стигматизация, «выпадение» из социума, так как одаренные дети обладают более развитым интеллектом, но, как правило, отстают в психическом развитии, что проявляется в инфантильности и несамостоятельности, гиперактивности ил, напротив, излишней усидчивостью. Те же проблемы присущи и детям с ОВЗ, сохранившие функциональные способности – нередко дети с аутизмом, легкими формами шизофрении и другими психическими нарушениями обладают более высоким уровнем интеллекта и способны быстро и продуктивно обучаться, в особенности математическими и техническим наукам. «Настольный робот» даст разносторонние знания в этой области и преподнесет их в интересной форме, повысив интерес таких детей и подростков к темам программирования и робототехники, поспособствует их профессиональной ориентации, что в будущем, несомненно, позитивно скажется и на их социальной адаптации и интеграции.

Иная проблема, с которой работает «Настольный робот» – обилие на видеохостинге YouTube и других социальных сервисах бесполезного, нежелательного и попросту вредного для детей и подростков видеоконтента, который не просто не нацелен на развитие своих зрителей, но во многом способствует обратным процессам. Наш проект станет крупицей полезного развлекательного контента, а его возможная успешность покажет другим контент-мейкерам, что видео может не только приносить просмотры и прибыль, но оказывать позитивный социальный и образовательный эффект. 

И, наконец, ситуативная проблема, которая, тем не менее, также требует решений – домашнее обучение и сниженный уровень занятости детей на время пандемии и самоизоляции. 

Проект «Настольный робот» поможет решить и эту проблему, так как видео будут носить образовательно-развлекательный характер, чтобы родителям было проще занять ребенка, организовать совместный.

Социальная адаптация и профориентация одаренных детей и детей с психическими нарушениями развития посредством онлайн обучения робототехнике, программированию и работы с нейросетями.

  1. Создание контент-плана и канала на YouTube с обучающими видео; 
  2. Создать обучающий видеоконтент, нацеленный на одаренных детей и детей с психическими нарушениями, опубликовать его в открытом доступе, развивая тем самым у зрителей структурно-логическое мышление, воображение, навыки программирования, работы с кодами и алгоритмами, творческие навыки; поспособствовать профессиональной ориентации целевой группы; 
  3. Начать рекламную кампанию и продолжить развитие канала для большего охвата целевой и нецелевой аудитории, усилив тем самым социальный эффект проекта

Количественные результаты: 

  • 24 видеозаписи
  • 200+ подписчиков на канале
  • 50+ просмотров под каждым видео (более 1200 зрителей получили социальный эффект)
  • Качественные результаты: 
  • Обучение целевой группы навыкам робототехники, азам программирования, умениям работать с нейросетями
  • Профориентация, и, как следствие, социальная адаптация целевой группы
  • Организация полезного времяпрепровождения детей в сети Интернет во время пандемии и режима самоизоляции
  • Привлечение детей к инновационным технологиям, значимость которых возрастет после пандемии

Результаты будут замеряться при помощи инструментов аналитики YouTube, рекламных инструментов YouTube и Вконтакте, отзывов и предложений в комментариях, при помощи голосований Вконтакте, на основе интервью от зрителей канала

БФ «Я особенный» – поддержка в виде предоставления сотрудника; помощь в информационном сопровождении и распространении проекта