Живое право

Окт 29, 2021

Год: 2021

Направление: Патриотическое, в том числе военно-патриотическое, воспитание граждан Российской Федерации

Тематика: Реализация гражданско-патриотических проектов, направленных на развитие у молодежи гражданской осознанности своих прав, свобод и обязанностей, формирование правовой культуры

Наименование НКО: Свердловская областная общественная организация «Уральский Клуб нового образования» (Уральский Клуб нового образования)

Руководитель НКО: Закирова Ирина Линовна

Финансирование проекта: 300 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

Проект «Живое право» направлен на развитие правосознания, правовой грамотности старшеклассников и студентов СПО Свердловской области и включает три направления:

Организационно-методическую работу с педагогами по внедрению игровых интерактивных форм освоения права как важнейшей социальной практики современного человека. Основой игр является моделирование и «проживание» реальных правовых ситуаций. Использование методических разработок игровых интерактивных форм возможно в рамках урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Включение обучающихся образовательных организаций и представителей молодёжных объединений в активное тестирование и внедрение игровых интерактивных форм по пяти образовательным модулям:

  • Правосознание. Правоотношения: правомерное и неправомерное поведение.
  • Юридическая ответственность
  • Административные правоотношения.
  • Уголовно-право отношения.
  • Правоохранительные органы и взаимодействие с ними.

Правовое просвещение родителей, законных представителей несовершеннолетних обучающихся

Для реализации проекта привлечены социальные партнеры из числа образовательных учреждений, некоммерческих организаций и молодежных общественных объединений.

Проект «Живое право» – это социально-образовательный проект, который строится на использовании игровых интерактивных форм развития правосознания молодежи 14-17 лет, обладает общественной миссией, основывается на отношениях социального партнерства и является по своей сути социальной инновацией.

Реализация проекта позволит повысить осознанность деятельности подростков в социальном пространстве, ориентируясь на правовые нормы.

Разработанное в результате проекта методическое обеспечение позволит сделать вклад в реализацию задач федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации» в Свердловской области по «формированию методического и дидактического контента для классных руководителей, подготовки разрабатываемых программ воспитания образовательных организаций и практико ориентированного повышения квалификации организаторов патриотического воспитания и преподавателей права».

С 1 января 2021 года начата реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование». По словам заместителя министра просвещения Дениса Грибова «реализация проекта предусматривает усиление воспитательной компоненты в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования».

Воспитание и обучение школьников, особенно учащихся старших классов, важно строить в мыследеятельностном подходе, когда учащиеся понимают причины и последствия событий, а также свою роль в принятии конкретных решений. Для реализации данного подхода активно применяются интерактивные формы работы, практические задания и групповая работа. Всё это в полной мере касается и формирования правовой грамотности и культуры старшеклассников.

Право это прикладная дисциплина, так как ежедневно мы вступаем в различные правовые отношения. Изучение права в школе направлено в первую очередь на предупреждение совершения правонарушений и преступлений по незнанию законы, формированию осознанного правомерного поведения и понимание ответственности за совершенные поступки.

Также немаловажным аспектом является выработка механизмов защиты своих прав и свобод, обучение определенным принципам и алгоритмам, которые могут помочь обучающимся не стать жертвой преступления (от мошенничества, киднеппинга до нарушения интеллектуального права) и четкое понимание способов защиты своих прав и свобод легитимными способами.

Безусловно одним из недостатков концепции обучения праву в образовательных организациях становится исключительно теоретическое изучение права, через изучение категориального аппарата и правовых норм. Данный недостаток хорошо зафиксирован Олимпиадами по праву и обществознанию ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. С заданиями, направленными на выявления знаний категорий и дословное цитирование законов, обучающиеся справляются на более высоком уровне, чем с заданиями, сформулированными в виде кейсов основанных на реальных правовых ситуациях. По данным «Статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ в 2020 году в Свердловской области» выполнение заданий 16-19 (вопросы по праву) 2019 и 2020 годах, составило 59% и 58% соответственно, от общего обучающихся выбравших ЕГЭ по обществознанию, что является самыми низкими процентами выполнения по сравнению с другими разделами курса обществознания. Аналогичная ситуация выявлена по результатам анализа выполнения ОГЭ по обществознанию в 2018 и 2019 годах, всего 65% девятиклассников успешно решили задания по разделу право, что является одним из самых низких процентов выполнения. При этом нужно учесть, что участвуют в Олимпиадах и сдают ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию наиболее подготовленные обучающиеся от общего числа.

Проект «Живое право» позволит разработать и апробировать интерактивные игры, основанные на моделировании правовых ситуаций актуальных для детей и молодежи, что поможет обучающимся не только приобрести теоретические знания в области права, но и пережить реальные правовые ситуации для дальнейшего масштабирования полученного опыта на собственную жизнь.

Развитие правовой грамотности и правосознания старшеклассников и студентов СПО посредством вовлечения в изучение, освоение правовых норм моделируемых правовых ситуаций с использованием игровые интерактивных форм по пяти образовательным модулям в урочной и внеурочной деятельности. 

  1. Разработать и провести апробацию 5 игровых интерактивных образовательных модулей по заявленным темам.
  2. Организовать и провести образовательные семинары (5 семинаров) для представителей территорий по внедрению интерактивных (игровых) модулей в занятия и мероприятия по развитию правосознания у детей и молодежи.
  3. Провести совместно с партнерами три вебинара по правовому просвещению для родительского сообщества Свердловской области.
  4. Организовать и провести конференцию по обмену опытом внедрения в образовательных организациях методических разработок по развитию правосознания у школьников с приглашением педагогической и родительской общественности.
  • 300-400 школьников и студентов в возрасте от 14 до 17 лет;
  • 20-24 волонтеров из числа студентов и молодых специалистов в возрасте от 18 до 35 лет, участвующих в проекте в качестве добровольцев;
  • 40-50 педагогов и специалистов, работающих с молодежью;
  • 800-1000 родителей школьников

интернет-аудитория проекта – более 2 тыс. пользователей из разных городов Свердловской области.

Разработка игровых интерактивных мероприятий воспитательно-правовой направленности для старшеклассников и студентов колледжей, имеющих социальную значимость для региона в контексте внедрения должностей помощников по воспитанию в школах.

Повышение осознанности принятия решений и деятельности подростков в социальном пространстве с ориентацией на правовые нормы

Внедрение социально-образовательного подхода, который основывается на гражданских инициативах и механизме включения волонтеров из числа молодежи в процесс апробации мероприятий по развитию правосознания у старшеклассников. Молодые люди, прошедшие обучение в рамках проекта, могут быть участниками служб примирения в образовательных организациях.

Привлечение внимания СМИ и общественности к мероприятиям по правовому просвещению молодежи. 

  • Уральский юридический институт МВД России (экспертная, материальная – предоставление видеороликов, работа волонтеров)
  • МАОУ лицей №21 г. Первоуральска (материальная – предоставление площадки для проведения мероприятий проекта)
  • МАОУ СОШ №64 г. Лесной (материальная – предоставление площадки для проведения мероприятий проекта)
  • МАОУ Центр образования №7 г. Нижняя Салда (материальная – предоставление площадки для проведения мероприятий проекта)
  • МАОУ СОШ №40 г. Каменск-Уральский (материальная – предоставление площадки для проведения мероприятий проекта)
  • Совет старшеклассников Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (волонтерская, информационная)
  • Группа «Активный школьник» г.Каменск-Уральский (экспертная, волонтерская, информационная)
  • АНО ДО «Практики непрерывного образования» (экспертная и методическая поддержка)
  • Свердловское отделение Национальной родительской ассоциации (экспертная, информационная)