Год: 2022

Направление: Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации

Тематика: Реализация мероприятий (образовательных проектов) по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

Наименование НКО: Свердловская областная общественная организация «Детский правозащитный фонд «Шанс» (Детский правозащитный фонд «Шанс»)

Руководитель НКО: Стребиж Оксана Юрьевна

Финансирование проекта: 300 000,00 ₽

Краткое описаниеСоциальная значимость проектаЦель и задачи проектаРезультаты реализации проектаПартнеры проектаИнформационные ссылки

На базе СООО «Детский правозащитный фонд «Шанс» будут созданы условия для развития ресурсного центра по работе с детьми иностранных граждан, родителями/законными представителями.
Ресурсный центр создается для организации консультативной и методической поддержки. Дети иностранных граждан, их родители, законные представители будут иметь возможность получить консультацию квалифицированного специалиста (педагога, педагога-психолога, юриста) как в очной, так и в дистанционной форме. Также задача ресурсного центра – это концентрация и трансляция накопленного опыта культурной, социальной, психологической адаптации детей из семей иностранных граждан. В рамках предлагаемого проекта планируется оказать методическую и консультативную помощь образовательным организациям Свердловской области, где обучаются дети из семей международных и других категорий иноэтничных мигрантов, организовать мероприятия по культурной, социальной и психологической адаптации детей – мигрантов, оказать содействие семьям мигрантов с детьми в социальной адаптации в местное сообщество.
На базе трех общеобразовательных организаций мы создадим инклюзивную образовательную среду, которая будет включать в себя совокупность мер, программ, правил и действий, которые позволят создать такую школьную культуру, где разнообразие человеческих потребностей и ценностей не мешает, а способствует успеху и воспринимается как норма.

Подавляющее число детей иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях Свердловской области, составляют дети из семей граждан государств-членов Содружества Независимых Государств, а также международных трудовых мигрантов, преимущественно из сопредельных стран. В настоящее время многих детей иностранных граждан можно скорее называть детьми с миграционной историей: их семьи уже получили российское гражданство (часты ситуации с двойным гражданством), но, несмотря на это, они остаются недостаточно интегрированными в российскую среду. Особые потребности детей – мигрантов – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации их актуальных и потенциальных возможностей. У детей иностранных граждан они связаны со следующими характеристиками: – несоответствие между уровнем знаний, полученных в стране исхода, и российскими образовательными стандартами; – недостаточный уровень владения русским языком; – несоответствие возраста и уровня знаний из-за разных требований и учебных программ; – эмоциональные трудности, вызванные переживанием миграционного стресса; – отсутствие или нехватка социальных навыков, соответствующих возрасту, по умолчанию присутствующих у представителей принимающего общества; – ориентация на нормы и правила культуры страны и региона исхода, отличающихся от принятых в регионе обучения. Актуальность содействия адаптации и интеграции детей из семей международных и других категорий иноэтничных мигрантов обусловлена:
а) глобальным характером миграционных процессов, в результате которых наблюдается значительное увеличение контактов между представителями разных этносов;
б) вовлеченностью в глобальные миграционные процессы Свердловской области и влиянием, которое прибывающие в область мигранты оказывают на ситуацию в сфере межэтнических отношений;
в) ростом числа детей из семей иноэтничных мигрантов, поступающих на обучение в образовательные организации, и влиянием, которое они оказывают на учебный процесс, атмосферу в классе (группе), учебном учреждении и районе проживания;
г) отсутствием в современной системе образования единых подходов и концепции организации работы по социально-культурной и психологической адаптации обучающихся средствами образования, показателей и критериев оценки адаптационных процессов;
д) необходимостью помочь руководителям и педагогам образовательных организаций преодолеть возникающие трудности и содействовать максимально быстрой интеграции инокультурного ребенка в образовательную среду.

Цель проекта: Формирование инклюзивной образовательной среды и развитие системной деятельности, обеспечивающей включение детей иностранных граждан в образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода.

Задачи проекта:

  1. Создание условий для развития ресурсного центра по работе с детьми иностранных граждан, родителями/законными представителями (для организации консультативной и методической поддержки).
  2. Адаптировать модель работы по социокультурной адаптации детей иностранных граждан, формированию толерантности в межличностных отношениях у учащихся разных национальностей для снижения уровня межэтнической напряженности.
  3. Информационно-методическая поддержка для родителей  детей мигрантов по адаптации и интеграции детей. Педагогическая, психологическая, юридическая поддержка и помощь в решении проблем.
  4. Развитие компетенций педагогов в сфере интеграции детей мигрантов и взаимодействия с многонациональным коллективом обучающихся и родителей.
  5. Обеспечение обмена опытом и трансляции лучших практик по адаптации, социализации и интеграции детей иностранных граждан в условиях образовательной организации.

Учащиеся, принявшие участие в реализации проекта, смогут:
Развить навыки общения, необходимые для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения;
Развить рефлексию и эмпатию, умение осмысленно воспринимать информацию;
Сформировать чувство причастности к коллективу, групповой сплочённости;
Научатся самообладанию в стрессовых условиях и методам снятия психофизического напряжения;
Воспитать в себе выдержку и терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
У учащихся из числа мигрантов процессы адаптации в классном коллективе пройдут в более легкой форме, снизится количество конфликтных ситуаций между представителями различных национальностей.
Педагоги повысят свои компетентности в вопросах формирования толерантности в межличностных отношениях у подростков разных национальностей.
Проект позволит обеспечить и организовать комплексную социально-педагогическую, психологическую, юридическую и информационную помощь семьям мигрантов с детьми, будет содействовать ознакомлению участников проекта с историческим и культурным развитием города Екатеринбурга и Свердловской области, нормами поведения и культурными традициями региона и России. Расширение коммуникативных связей приведет к более спокойной адаптации детей иностранных граждан в обществе.

Школа – интернат № 9 – организационная и информационная поддержка.

Школа – интернат № 10– организационная и информационная поддержка.

МБОУ СОШ № 81 – организационная и информационная поддержка.

Центр социальной помощи семье и детям «Малахит» – организационная и информационная поддержка.

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Орджоникидзевского и Чкаловского района г. Екатеринбурга.

Информация о деятельности и мероприятиях проекта будет предоставлена в открытом доступе в социальных сетях – https://vk.com/club146292627, на сайте организации – www.chance-fond.ru